Вопросы воспитания щенка

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Вопросы воспитания щенка

Сообщение автор Дефанс Леюр в Сб Май 23, 2015 11:08 pm

Вопросы воспитания щенка

В первую ночь щенок может немного поскулить. Наберитесь терпения и в постель не берите. Можно положить щенку под подстилку грелку – щенок согреется и уснет, либо мягкую игрушку рядом. Не разрешайте с первого дня того, что нельзя будет делать взрослой собаке в дальнейшем: в постель, на диван и т.д.

Приготовьтесь многое претерпеть: изгрызенную обувь, порванные обои, лужи. Щенок не сразу может усвоить многочисленные запреты. Наказывать за «преступления» можно, только застав на МЕСТЕ «преступления», в МОМЕНТ его совершения, а никак не после. В целях наказания применять только следующие методы: строгий голос, трепок в области холки (схоже с тем как наказывает мать-собака своих щенков). Ни в коем случае НЕ БИТЬ руками, поводком, различными предметами (газетой и др.). Самое лучшее средство в момент хулиганства щенка (грызет ли он вещи, кусает вас за руки или ноги, за одежду (это происходит в момент смены зубов)): отвлечь щенка на игрушку или на лакомство, т.е. создать добровольный отказ щенка от ненужных действий.

За «лужу» или «кучу» наказывать вообще нельзя! Обмен у растущего щенка настолько бурный, что в квартире он все равно будет делать свои дела примерно до 6 месяцев. Для того чтобы приучить щенка как можно быстрее проситься на улицу, нужно соблюдать простые правила: выходить с ним на улицу как можно чаще, после каждого сна и каждого кормления. В квартире можно приучит щенка ходить в специально отведенное для этого место с постеленными на пол газетами.

Оставляя щенка дома одного, убирайте мелкие и нужные вещи, доступные его зубам, особенно обувь, нитки, иголки и прочее. Поднимите занавески, свисающие скатерти, провода. Оставьте щенку как можно больше игрушек: резиновых мечей, пищалок, морковку и т.п. Чем больше игрушек, тем меньше щенок будет интересоваться обувью, одеждой и мебелью. Если необходимо уйти на достаточно большой срок, щенка надо хорошо выгулять и накормить, тогда большую часть времени до вашего прихода он проспит.

Гулять с непривитым щенком следует очень осторожно – опускать его на землю только на чистом месте, не подпуская к посторонним собакам.

Необходимо помнить, что недостаток физической нагрузки, так же как и неполноценное кормление в возрасте до 1.5 лет, т.е. в период интенсивного развития, не удается компенсировать в последствии, и хорошей племенной, рабочей, выставочной собаки из такой немецкой овчарки не выйдет!

Маленький щенок должен гулять часто, но понемногу, чтобы не уставал. Постепенно число прогулок уменьшается, а продолжительность их увеличивается. К 5 месяцам щенок должен проходить по 4-5 км в день.

Щенок должен гулять в день не менее 4-х часов (при хорошей погоде). Взрослая собака – не менее 2-х часов в день. Щенков необходимо выводить как можно чаще, взрослую собаку – 2-3 раза в день. Если есть возможность – гулять как можно больше, давать играть со сверстниками – в играх правильно развивается и укрепляется вся двигательная система. Все серьезные физические нагрузки нужно начинать вводить только после достижения годовалого возраста (буксировка на лыжах, санках, езда за велосипедом, утяжелители). До года применять свободное гуляние, подъем в горку, копать ямки, очень полезно плавание, преодоление сугробов. С 5 месяцев можно заниматься специальным тренингом движений на рыси.

Необходимо гулять со щенком в различных местах, тем самым вы социализируете его: приучение спокойно относиться к посторонним звукам, объектам, звукам и городскому шуму. Щенка можно позволять гладить посторонним людям, но не разрешать им давать играть со щенком и сюсюкаться. Как можно больше контактируйте со своим щенком: играйте, занимайтесь, уделяйте ему больше внимания.

Необходимо помнить, что немецкая овчарка – это служебная и серьезная порода. В обязанность владельца должна входить своевременная дрессировка щенка. С 4-5 месяцев первичная воспитательная дрессировка щенка, затем следом за ней ОКД (общий курс дрессировки – послушание). По желанию после окончания этих курсов можно обучать собаку и другим службам (ЗКС – защитно-караульная служба, ИПО, спортивные службы и др.). Не занимайтесь дрессировкой самостоятельно во избежание неправильного закрепления навыков. Воспользуйтесь помощью и наставлениями опытного инструктора по дрессировке. И не забывайте, что заниматься воспитанием щенка необходимо с первых часов его появления в Вашем доме.

Что делать НЕЛЬЗЯ:

1. Сильно тянуть и выдергивать что-либо из пасти до 6 месяцев – испортится прикус
2. Давать птичьи кости
3. Давать сладости, много мучного
4. Давать корм горячим или из холодильника (корм должен быть комнатной температуры – теплым)
5. Кормить с пола – у собаки должна быть подставка для миски. По мере роста щенка высота подставки должна увеличиваться
6. Спускаться щенку по лестнице до 4-х месяцев
7. Гладить по ушам – чтобы щенок не развешивал уши и не закладывал их
8. Часто мыть собаку
9. Устраивать место для собаки на сквозняке, на цементном полу, в ванной, на балконе, лоджии и т.п., в темном месте или в сарае, на проходе, у батареи
10. Бить собаку, замахиваться на нее
11. Кормить со стола, давать жирное
12. Оставлять очень на долго щенка одного
13. Наказывать щенка за прыжки на владельца и чужих людей
14. Наказывать щенка за случайные покусы рук и других частей тела вследствие промаха в попытке схватить игрушку

_________________

avatar
Дефанс Леюр

Пол : Женщина Сообщения : 586
Дата регистрации : 2015-05-20
Откуда : Харьков

Посмотреть профиль http://defansleur.ucoz.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Вопросы воспитания щенка

Сообщение автор Вом Истхаус в Чт Авг 17, 2017 10:33 am

ВОСПИТАНИЕ И ВЫРАЩИВАНИЕ МОЛОДНЯКА

Воспитание и выращивание молодняка имеют важнейшее значение при работе с породой. Развитие организма собаки происходит неравномерно, определенными стадиями, причем каждая из стадий имеет свои, только ей свойственные особенности и требует необходимых условий для своего развития.
Если же эти условия в данный период не были созданы, то в последующем периоде организм не сможет восполнить упущенное, и собака так и останется неразвитой. Для пород, предназначенных для различного использования, требуются разные условия воспитания и выращивания. Поэтому воспитание и выращивание должно быть направленным. Для этой цели должны быть подобраны такие условия кормления, содержания и воспитания, которые в полной мере обеспечивали бы получение собак требуемого качества.
Путем направленного воспитания и выращивания в ряде поколений можно изменить и наследственные качества собаки. Процесс роста и развития организма - самый благоприятный период для создания в породе новых наследственных свойств.
Мысль о направленном воспитании была выдвинута и практически проведена в жизнь еще в 1878 г. русским академиком А. Ф. Миддендррфом. Путем регулирования кормления жеребых кобыл в разные стадии развития зародыша академик А. Ф. Миддендорф изменял тип телосложения лошади. Широкое применение в производственных условиях принципов воздействия на живой организм на разных стадиях его развития было применено в растениеводстве И. В. Мичуриным, а в животноводстве академиком М. Ф. Ивановым.
В развитии щенка имеются две основные стадии: эмбриональная (внутриутробная) и постэмбриональная (послеутробная).
В каждой из этих стадий есть свои периоды и фазы роста и развития.
У животных разных видов соотношение их эмбриональной и постэмбриональной стадий различно.
Щенки родятся на более ранней стадии развития, чем травоядные животные, а именно в тот период, когда рост зародыша в длину уже начинает спадать, а интенсивный рост в высоту только начинается. Поэтому щенки при рождении и в первые дни своей жизни бывают коротконогими и широкотелыми (рис. 67).
Рис. 67. Новорожденный щенок восточноевропейской овчарки

Результаты обследования щенков восточноевропейских овчарок, проведенного Московским городским клубом служебного собаководства Досаафа, дают следующую картину роста и развития молодняка (в абсолютных цифрах):
Рост и развитие молодняка

После рождения щенка можно отметить пять периодов его развития.

1. Период новорожденности (30-35 дней) - от момента рождения до отбивки, т. е. до наступления относительной независимости щенка от матери.

Основным кормам в этот период служит молоко матери. Другие корма, если и дают щенку, то в незначительном количестве и они имеют второстепенное значение для роста и развития молодого организма. В этот период происходит развитие лакательного рефлекса, открываются глаза и слуховые проходы и появляются начальные двигательные реакции (ползание, позднее - бег, прыжки и т. д.).

2. Молочный период (30-60 дней). Основным кормом щенка продолжает оставаться молоко матери. Другие корма вводят в рацион щенка в больших дозах для его роста и развития, а также для повышения способности организма усваивать эти корма в дальнейшем как основные. В этот период усиливается рост трубчатых костей и прорезываются молочные зубы.

3. Предполовой период (2-6 месяцев). В этот период происходит смена молочных зубов на постоянные, формирование основных черт поведения, конституции и экстерьера и возрастная линька. У щенка проявляется рефлекс первичной и естественной осторожности (робость), резкое проявление ориентировочной и начальной оборонительной реакций. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на воспитание щенка и на знакомство его с окружающей средой.

4. Период полового созревания (6-12 месяцев) - характерен нарастанием индивидуальности в типе развития, формированием характера под воздействием целенаправленного воспитания и начальных приемов дрессировки, оформлением черт конституции и экстерьера.

В этот период заканчивается развитие половых органов и проявляется половая реакция.

5. Период физического развития (от 1 до 2 лет) - характерен зрелостью и расцветом функциональной деятельности-продуктивности собаки. Это наиболее благоприятный возраст для специальной дрессировки, в результате которой окончательно формируется тип поведения. Конституция и экстерьер к концу периода достигают окончательного формирования.

Нами обработан материал массовых промеров щенков восточноевропейской овчарки. Промеры щенков были проведены общественными инструкторами по разведению собак Московского городского клуба служебного собаководства Досаафа К. В. Красновым, Р. М. Френкин, Е. П. Орловской и др. Анализ этих материалов показывает, что рост и развитие родившегося щенка, по мнению вышеуказанных авторов, можно разбить на четыре периода.
Первый период - от рождения и до четырех месяцев, характерен интенсивным ростом в высоту; в этот период у щенков особенно быстро растут трубчатые кости конечностей.
В месячном возрасте щенок должен быть толстым, со свободной, образующей складки кожей, длинный, на коротких и толстых ногах.

Например, хорошо развитый щенок восточноевропейской овчарки имеет в 30-дневном возрасте высоту в холке 24 см т косую длину туловища 31 см. Индекс формата 129,5. Индекс высоконогоети 50-53 (рис. 68).

Рис. 68. Тот же щенок восточноевропейской овчарки в 30-дневном возрасте

Ноги особенно быстро растут у щенка в период с первого до второго месяца. Индекс длинноногости у двухмесячного щенка колеблется от 60,6-64 и в дальнейшем за счет увеличения и роста туловища становится меньше (у трехмесячного 57,5-57,7, к четырем месяцам - 56-56,3) (рис. 69-70).

Рис. 69. Тот же щенок восточноевропейской овчарки в возрасте двух месяцев

_________________
avatar
Вом Истхаус
Admin

Пол : Женщина Сообщения : 901
Дата регистрации : 2015-05-20
Возраст : 55
Откуда : Харьков

Посмотреть профиль http://iasthouse.ucoz.ua/

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Вопросы воспитания щенка

Сообщение автор Вом Истхаус в Чт Авг 17, 2017 10:38 am

В первом периоде высота в холке увеличивается на 87,5-108%.
Длина ноги за период от двух - до четырехмесячного возраста увеличивается на 34,8-40%,
Ноги у щенков очень толстые, - это один из признаков хорошего костяка в дальнейшем, если развитие будет благоприятным. Индекс костистости снижается с каждым месяцем (1 месяц - 36-39, 2 месяца - 26,5-27,6, 3 месяца - 22,5- 24,4 к четырем месяцам 20).
Индекс массивности снижается в результате увеличения высоты в холке (2 месяца - 125, 3 месяца - 122,9-125, к четырем месяцам - 110-112,7). Этот период связан со сменой зубов.


Рис. 70. Тот же щенок восточноевропейской овчарки в возрасте четырех месяцев

Второй период - от четырех до шести месяцев. Щенок: растет незначительно, сохраняя пропорции первого периода.
Высота в холке и длина ног увеличивается на 3,5-7%.
Индекс высоконогости сохраняется в прежних нормах 53,3-56,9 (рис. 70).
Индекс костистости остается прежним, в это время толщина ног уже не изменяется - 18,8-20 (рис. 71).


Рис. 71. Тот же щенок восточноевропейской овчарки в возрасте семи месяцев

Индекс массивности также в прежних пределах - 110-116,6.
Этот период связан с окончанием смены молочных зубов.
Третий период - от шести до восьми месяцев. Щенок увеличивается в росте главным образом за счет роста и развития плоских костей, скелета - грудной клетки, позвонков, костей таза. Щенок становится сухим и сбитым, у него улучшается координация движений. Период этот связан с наступлением половой зрелости (рис. 72).


Рис. 72. Тот же щенок восточноевропейской овчарки в возрасте четырех месяцев и одного года четырех месяцев. Обхват пясти у обеих собак одинаков

 Высота в холке увеличивается на 7,1-8,3%.
Длина ног у семимесячных щенков становится больше на 8,8-9,7%, у восьмимесячных почти совершенно не изменяется, увеличиваясь всего на 2,7-2,9%.
В этом возрасте индекс массивности против прошлого периода поднимается с 116,6 до 120.

Сравнительная таблица примеров сук восточноевропейских овчарок Волги (в числителе) и Камы (в знаменателе)


Индекс костистости не изменяется. При осмотре молодые собаки кажутся плоскими и высоконогими вследствие недостаточно спущенной и узкой груди, а также слабо развитой мускулатуры.
В таблице на стр. 173 для сравнения приводим промеры двух сук-однопометниц - Волги (Архангельской) (рис 73) (показаны числителем) и Камы (Орловской) (рис 74) (показаны знаменателем). Обе суки рождения марта 1951 г от Мюрата (Архангельской) и Кери (Каем).

Рис. 73. Восточноевропейская овчарка - сука Волга, принадлежит Архангельской А. Я. (см. табл. на стр. 173)

На 16-й Московской городской выставке служебных собак Досаафа 1952 г.. во втором классе Волга получила первое «отлично», а Кама второе «отлично».

Отличительные черты собак четвертого периода (от восьми месяцев и старше) описаны в главе «Отбор и подбор».

Важнейшим фактором при направленном выращивании является кормление. К сожалению, в собаководстве долго не оценивали его значения, надеясь больше на наследственные задатки «именитых» предков, чем на влияние условий правильного и полноценного кормления.

В период внутриутробного развития щенков на рост и развитие зародышей можно влиять созданием благоприятных условий кормления и содержания суки.

«Развивающийся плод составляет одно целое с материнским организмом, и то и другое изменение в частях материнских органов, несомненно, отражается в строении плода» (И. В. Мичурин, «Советская зоотехния», 1950 г., стр. 68).

К моменту вязки сука должна быть совершенно здоровой и находиться в состоянии заводской кондиции, так как благоприятные условия для развития эмбрионов должны быть созданы еще до вязки. Рост эмбрионов у собаки относительно быстрый (продолжительность щенности 58-63 дня) и требует усиленного питания суки, которое следует начинать не со второй половины щенности, как ранее было принято в собаководстве, а со дня вязки.

Кормом щенку в первый период после рождения служит молоко матери, которое по своему качеству должно обладать всеми необходимыми элементами для нормального питания щенка. Поэтому в своем корме сука должна иметь достаточное количество витаминов, животных белков, жиров, углеводов и минеральных солей. Неполноценное кормление суки приводит к снижению молочности, сокращению срока лактации и неполноценному составу молока, что является очень часто результатом захудания или гибели щенков. Необходимо следить за правильным распределением молока между щенками. Часто слабые, малоактивные щенки питаются недостаточно, так как более сильные отталкивают их от сосков. Количество молока у сук бывает разное; с момента рождения щенков оно возрастает до 20-23 дня лактации, а затем постепенно снижается. Наибольшее выделение молока приходится на 19-25-й день лактации. Общее количество молока за лактацию колеблется от 26 до 33 л (работы кандидата биологических наук В. А. Быстрова) и по отдельным дням распределяется следующим образом:

Количество молока и дни лактации

Указанное количество молока не следует считать максимальным, так как оно во многом зависну от конституции, кондиции и условий кормления и содержания суки, а потому может быть значительно повышено хорошим уходом и содержанием.

Состав молока суки отличен от молока других животных главным образом за счет увеличения сухого вещества, в частности белков и жиров. Для сравнения приводим таблицу состава молока у разных животных.

Состав молока у разных животных

_________________
avatar
Вом Истхаус
Admin

Пол : Женщина Сообщения : 901
Дата регистрации : 2015-05-20
Возраст : 55
Откуда : Харьков

Посмотреть профиль http://iasthouse.ucoz.ua/

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Вопросы воспитания щенка

Сообщение автор Вом Истхаус в Чт Авг 17, 2017 11:04 pm

Опыт лучших собаководов-заводчиков - членов Московского городского клуба служебного собаководства Досаафа показал, что усиленным кормлением можно значительно улучшить качество щенков и увеличить их рост и вес, что видно из следующей таблицы:

Улучшение качества щенков и увеличение роста и веса

Цифры, приведенные в таблице, указывают на достигнутые собаководами положительные результаты.

Для увеличения роста и веса молодняка рекомендуется более ранняя подкормка, чем была принята раньше.

При небольших пометах (4-6) щенков подкармливают с 12-14-го дня, при больших (8-12) - с пятого-шестого дня после рождения.

В качестве подкормки применяют цельное коровье молоко, а с 10-12-го дня - сырой мясной фарш.

Хорошие, крепкие щенки восточноевропейской овчарки рекордного веса были получены членом Московского клуба служебного собаководства Досаафа Т. Г. Брагиной от суки Негри. В помете было 4 щенка.


Рис. 74. Восточноевропейская овчарка - сука Кама, принадлежит Орловской Е. Н. (см. табл. на стр. 173)

Средний вес щенка в помете в 30-дневном возрасте был 5 200 г.

Индивидуальный вес следующий: 1-й - кобель 5350 г,. 2-й - кобель 5 200 г, 3-й - кобель 4 900 а, 4-й - сука 5 350 г,

В качестве подкормки Т. Г. Брагина, кроме молока, применяла мясной фарш с 12-го дня (по инструкции клуба), начиная с 30 г в день каждому щенку, и увеличивала норму с таким расчетом, чтобы к 20 дням каждый щенок получал по, 50 г, а к 30-му дню по 100 г мелкорубленых кусочков мяса.

Кроме хорошего кормления, необходимого в направленном выращивании, большое значение имеет качественный состав корма, то есть смена и разнообразие кормов, а также способ их приготовления.

Опыт кормления сельскохозяйственных животных (карава-евское стадо и др.), а также опыт собаководов-заводчиков дает ясные доказательства, что качественное изменение корма повышает его усвояемость, а следовательно, и питательную ценность.

Богатство рационов белками и витаминами способствует повышению обмена веществ и образованию крепкой и сухой конституции.

Избыток углеводов и кормов, содержащих большое количество воды (корне-клубнеплоды), при отсутствии должного моциона для растущего щенка способствует развитию рыхлой и сырой конституции.

Профессорами Н. П. Чирвинским и А. А. Малигоновым был установлен так называемый закон недоразвития, по которому при неудовлетворительном питании резко выражается недоразвитие организма именно в тех частях, которые в этот период должны интенсивно развиваться.


Рис. 75. Пропорции тела взрослой собаки (контур со штриховкой) и месячного щенка (контур без штриховки)

Если эта задержка в развитии происходит в утробный период вследствие скудного питания матери в период щенности, это явление называется эмбрионализмом. У собак оно выражается в уменьшении веса при рождении, задержке роста туловища в ширину, высоту и длину при относительно пропорциональной длине тонких конечностей.

Плохое питание щенка в постэмбриональный период приводит к другому виду недоразвитости - инфантилизму, выражающемуся различно в зависимости от того, в какой период плохо питали и содержали щенка. Если щенок плохо питался и формировался в первые четыре месяца после рождения, он вырастает низким, коротконогим, приземистым и широким. Плохое питание в более поздние периоды роста (6-7 месяцев) приводит к образованию длинноногой собаки, с узким черепом и острой мордой, плоской и недоразвитой грудной клеткой, узким крупом и коротким туловищем.

Наряду с кормлением большое значение в направленном выращивании имеет режим содержания.

На рост, развитие и образование крепкой конституции большое влияние оказывают солнце, температура, состав воздуха и другие факторы, которые в силу специфики условий разведения собак, в основном в крупных городах, недостаточно используются при выращивании молодняка.

Без этих факторов, способствующих обмену веществ, при самом лучшем кормлении нельзя получить собаку крепкого типа конституции.

Особо важным при направленном выращивании является моцион - функциональная гимнастика организма.

Щенку необходимо как можно больше свободно двигаться на свежем воздухе, во всякую погоду. Лучше всего - это игры со щенками-сверстниками, вызывающие разнообразные положения тела: быстрый бег, борьбу, прыжки и т. д.; все это стимулирует обмен веществ, способствует развитию легких, укреплению мускулатуры, связок и скелета.

У собак, имеющих достаточно свободного движения, всегда формируются правильные конечности.

Массовое обследование лаек, кавказских и среднеазиатских овчарок, вырастающих на свободе, показало полное отсутствие у них таких недостатков конечностей, которые очень распространены у городских собак, как то: размет, сближенность скакательных суставов, мягкие и распущенные лапы.

Кроме игр, щенятам должны быть предоставлены длительные прогулки, связанные с приучением к хождению на поводке и ознакомлением с новыми раздражителями.

Во время игр и прогулок у щенков должны вырабатываться те навыки и реакции, которые будут необходимы им в дальнейшей дрессировке. Сюда входит: приучение к основным командам, преодоление препятствий, небоязнь выстрелов, недоверчивость к посторонним, развитие хватки, приучение к поноске и т. д.

Температурные условия также имеют важное значение при выращивании щенков.

Служебных собак применяют во всякое время года. Поэтому они направленным выращиванием должны быть с самого молодого возраста приспособлены к работе при низкой температуре.

Однако большинство служебных собак выращивается и содержится любителями-собаководами в квартирах, что изнеживает и ослабляет животных. В результате изнеженности в ряде поколений отдельные собаки и даже целые породы могут применяться только ограниченно: в летнее время, в районах с теплым климатом. Они могут стать совсем непригодными для службы и использоваться только для охраны квартир своих владельцев.

В то же время «холодное выращивание» имеет свои большие преимущества. Организм собаки с самого раннего возраста приспосабливается к тем условиям, в которых он должен будет жить.

Содержание на холоде при хорошем, полноценном кормлении (при плохом питании содержание на холоде задерживает рост и развитие) способствует развитию сердца и легких, так как при повышенной теплопродукции для поддержания температуры тела усиливаются процессы дыхания и кровообращения. Таким образом, выращивание на холоде является не только средством закаливания, но способствует также укреплению конституции собаки.

Тепличное выращивание при комнатной температуре, на мягких диванах изнеживает собаку, ослабляет обмен веществ и вызывает его нарушение, что проявляется в виде разных экзематозных заболеваний, ожирения, преждевременной дряхлости и т. д. Ослабление обмена веществ ведет к ослаблению конституции, снижению работоспособности.

Избежать этих нежелательных последствий изнеживающего содержания можно регулярным и продолжительным пребыванием собаки на улице во всякую погоду, связывая это с прогулкой, дрессировкой и тренировкой.

Все эти факторы, направляющие развитие растущего щенка в желательную сторону, должны сочетаться между собой и поддерживать друг друга.

Для того чтобы вырастить полноценную племенную собаку с хорошими служебными качествами, необходимо сочетать правильное выращивание с правильным воспитанием.

Под воспитанием щенка следует понимать воздействие определенными условиями внешней среды и приемами воспитания на его нервную систему для развития желательных нам качеств поведения.

Нервная система щенка в процессе воспитания приобретает новые свойства, которые вместе с врожденными образуют то, что академик И. П. Павлов называл «сплавом нервной деятельности», т. е. особенности поведения, свойственные данной собаке.

Решающим в воспитании является среда, то есть условия, в которых растет и развивается щенок.

Классическим примером влияния условий на воспитание является опыт, проведенный сотрудниками академика И. П. Павлова.

Два помета щенков, общим количеством восемь голов, до двух месяцев воспитывали под матерями в одинаковых условиях. С двухмесячного возраста их разделили на две равные группы и в дальнейшем каждую группу воспитывали по-разному в течение двух лет.

Щенки первой группы были посажены в клетку и совершенно изолированы от людей и посторонних раздражителей.

Щенков второй группы воспитывали на свободе, в общении с людьми, последовательно знакомили с разными новыми раздражителями.

Проверка условных рефлексов у этих щенков после двух лет показала: воспитанные на свободе выросли смелыми и активными собаками; те же, что росли в клетке, были трусливыми, с сильно выраженным ориентировочным рефлексом, боязнью всех незнакомых им раздражителей.

Большой практический опыт, имеющийся в собаководстве, полностью подтверждает эти результаты.

Воспитание щенка не должно быть изолированным, «оранжерейным», а должно носить характер последовательного ознакомления молодой собаки с окружающей средой. Воспитывающийся в домашних условиях щенок, естественно, в процессе своей жизни знакомится с разными вещами и явлениями и не боится их. Однако в его воспитании всегда могут быть пробелы, вызывающие боязнь незнакомых ему предметов. Например, городской щенок, спокойно ездящий в автомобиле и не боящийся гудков поезда, боится коровы и лошади; выросшего за городом щенка пугает трамвай и т. д.

Воспитание и ознакомление щенка с окружающей средой должно носить плановый, систематический характер при соблюдении последовательности введения раздражителей большей силы. Естественно, что невозможно ознакомить щенка со всеми явлениями, с которыми ему придется столкнуться в процессе жизни. Систематическое и последовательное ознакомление подготовит нервную систему щенка к восприятию более сложных раздражителей и сделает реакции щенка менее резкими и болезненными. К сожалению, очень часто еще встречаются трусливые, непригодные для дрессировки щенки как у любителей собаководства, так и в питомниках, что является результатом неправильного воспитания.

Воспитание нельзя ограничивать одним только последовательным ознакомлением с окружающей средой. В процессе воспитания у щенка, помимо заторможения всех вредных и ненужных рефлексов, должны быть развиты и закреплены те рефлексы и навыки, которые необходимы для последующей дрессировки и служебного использования.

Практически разнообразные приемы воспитания, располагаясь по возрастным этапам, должны переходить к дрессировке, причем этот переход необходимо делать малозаметным и постепенным.

В соответствии со стадиями развития щенка повышается требовательность и вводится воспитание более сложных навыков и реакций.

Существовавшее ранее убеждение, что щенка необходимо подвергать дрессировке только с десяти месяцев, а до этого он может расти и воспитываться стихийно, без должного специального руководства и системы, совершенно неверно.

Клубы служебного собаководства должны организовать воспитание щенков с самого раннего возраста. За этим важным делом необходимо постоянно наблюдать и систематически им руководить, постепенно подготовляя щенков к дрессировке.

Воспитанный без правильного руководства щенок вырабатывает в себе ряд нежелательных навыков. Не привыкший подчиняться владельцу, попадая в дрессировку, такой щенок бурно реагирует на принуждения, плохо воспринимает и усваивает навыки, связанные с выдержкой, и вообще трудно поддается дрессировке. Курс дрессировки ломает уже сложившуюся нервную систему щенка, что часто приводит к нежелательным последствиям.

Своевременная дрессировка органически связывает воспитание с выращиванием, способствуя физическому развитию щенка, укреплению его нервной системы.

Объем данной книги не позволяет нам остановиться на вопросах дрессировки взрослых собак и молодняка, имеющей свои специфические особенности. Эти вопросы подробно изложены в специальных руководствах.

В заключение следует остановиться еще на одном важнейшем факторе, без которого немыслимо служебное собаководство. Речь идет о любви к собаке.

Собаки уже тысячелетия живут в непосредственной близости к человеку. Работа собак всегда была согласована с действиями человека (охрана стад, охота и др.). Поэтому собаки сильнее других животных привязаны к человеку, преданы ему и очень чувствительны как к ласке, так и к грубому обращению.

Собака с древнейших времен олицетворяет преданность и верность. О преданности собаки человеку существует много легенд и правдивых рассказов. «Кто не любит собак - не любит верность», - говорит древняя пословица.

Об этом же говорят и современные ученые, обобщая науку и опыт практиков-животноводов:

«...ласка, любовь и хорошее отношение к животному является важнейшей составной частью тех внешних условий, под влиянием которых на протяжении многих тысяч лет протекало приручение, одомашнение и окультивиррвание животных» (Член-корреспондент Академии наук БССР проф. Замятин, Принципы мичуринского учения в разведении животных, изд. Академии наук БССР. 1949 г).

Все передовые животноводы, трудами и успехами которых гордится наша страна, делясь опытом своей работы, неизменно подчеркивают свою любовь к животным, помогающую находить наиболее действенные методы работы с ними.

Понятно, что любовь к собаке ;не должиа приводить к баловству, изнеживанию, попустительству, недисциплинированности, что влечет неподчинение, а иногда и покусы воспитателя собакой. Контрастный метод дрессировки, строгая требовательность и ласка, наряду с ровным и спокойным обращением - все это, сочетаясь между собой, должно лежать в основе воспитания и дрессировки собаки. Хороший контакт дрессировщика с собакой - это ключ успеха в дрессировке, способствующий появлению у собаки привязанности и подчинения дрессировщику, активной и заинтересованной работы.

На требование любви к делу при работе с животными в свое время обращал внимание М. И. Калинин, вручая в 1936 г. ордена лучшим животноводам нашей страны.

«...ни в одной отрасли труда, исключая только уход за человеком, не требуется такого внимания и любви к делу, как в животноводстве», - эти слова М. И. Калинина в равной степени относятся и к собаководам, выращивающим и воспитывающим животных, необходимых для обороты страны и различных отраслей нашего народного хозяйства.

Источник >> Воспитание и выращивание молодняка (Мазовер А.П. 'Племенное дело в служебном собаководстве' - Москва: Досааф, 1954)

_________________
avatar
Вом Истхаус
Admin

Пол : Женщина Сообщения : 901
Дата регистрации : 2015-05-20
Возраст : 55
Откуда : Харьков

Посмотреть профиль http://iasthouse.ucoz.ua/

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Вопросы воспитания щенка

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения